Экспорт продуктов. Лайфхаки

Illustration

Тот факт, что аграрная отрасль – один из локомотивов развития нашей страны, уже никого не удивляет. Однако заблуждением будет считать, что Украина экспортирует только зерновые культуры. Последние годы на внешние рынки стали активнее выходить и украинские производители пищевой продукции, благодаря чему из Украины отправляют на экспорт соки и воды, молочную продукцию, кондитерские изделия, консервированные продукты, бакалею и многие другие продукты.

Начиная внешнеэкономическую деятельность, далеко не все отечественные производители углубляются в изучение таможенных норм. А как показывает практика таможенно-брокерской компании Port Clearance, прохождение таможни несет за собой много рисков для начинающих экспортеров пищевой продукции. Рассмотрим их по порядку.

1. Разрешительные документы контролирующих служб.

Согласно таможенного законодательства прохождение т.н. «официальных видов контроля», включающих в себя фитосанитарный, ветеринарно-санитарный и экологический контроль, было отменено при экспорте еще в 2018 году. Казалось бы, теперь можно навсегда забыть о разрешительных документах и протоколах лабораторий инспекции карантина растений, ветеринаров и СЭС. Ведь эти документы не являются обязательными для таможенного оформления экспорта, и экспортер может не тратить деньги и время на их получение.

Однако не стоит забывать, что ни одна из стран не разрешит ввоз пищевых продуктов на свою территорию без соответствующих документов официальных органов страны экспорта. Соответственно, украинское растительное масло должно сопровождаться сертификатом здоровья, гречаная крупа – фитосанитарным сертификатом, мед – ветеринарным сертификатом и т.д. Без этих документов многие страны не только запрещают оформление пищевых продуктов в импорт, а даже не разрешают пересечение ими своей границы.

Следовательно, данные документы для экспортера все равно остаются обязательными. Разница лишь в том, что с 2018 года эти документы можно получать параллельно с таможенными процедурами или даже после их завершения, пока груз движется по территории Украины от завода до морского порта или ожидает в контейнере погрузки на судно. Это экономит массу времени и нервов экспортерам, которые теперь не привязаны к таможне и таможенным терминалам и имеют большое поле для маневров.

2. Сертификат происхождения EUR-1.

По аналогии с «разрешиловкой» околотаможенных служб, экспортерам, торгующим со странами ЕС, следует помнить о Сертификате происхождения формы EUR-1, который позволяет импортеру в ЕС получить льготную ставку пошлины.

Согласно Договора об Ассоциации с ЕС, его оформляют таможенные органы. Сертификат также не является обязательным для таможенного оформления экспорта, поэтому на практике экспортеры стараются оформлять его уже после завершения таможенных процедур, чтобы снизить риски возможного переоформления сертификата по причине опечаток или несоответствий в документах, выявленных таможней в ходе оформления таможенной декларации.

Тем не менее, без этого документа подавляющее большинство европейских покупателей банально откажется принимать продукцию. И это логично, ведь без него импортер заплатит дополнительные налоги, что приведет к финансовым потерям и невозможности дальнейшей реализации продукта в ЕС.

3. Деревянная тара.

Еще один проблемный момент – прохождение фитосанитарного контроля деревянной упаковки (паллеты, ящики, бруски и др.), используемых для транспортировки или сепарации продуктов в контейнере или грузовом отсеке автомашины. Как и в предыдущих случаях, таможня не проверяет при таможенном оформлении наличие фитосанитарного сертификата на деревянную тару и штампа на таре в виде «евроколосков», свидетельствующего о ее термообработке.

Однако если отечественный производитель не позаботится об этом до загрузки груза в транспортное средство, он рискует получить товар обратно. Большинство стран элементарно не разрешают ввоз на свою территорию товара с деревянной тарой, не видя фитосанитарного сертификата на нее. В данном случае рекомендуем не рисковать и обязательно использовать только деревянную тару, прошедшую термообработку и имеющую «евроколоски», либо вообще заменить деревянную тару на тару из фанеры, пластика или других материалов.

Illustration

4. Маркировка продуктов.

При экспорте таможня в целом не проверяет маркировку продукта и ее содержание. Таможню интересует лишь соответствие пищевого продукта данным, указанным в таможенной декларации и товаросопроводительных документах.

Тем не менее, любая страна требует нанесение на маркировку пищевого продукта определенных данных. Одни страны требуют только название продукта и производителя и допускают их указание на английском языке, другие – более широкую информацию, включая состав продукта, наличие ГМО, срок пригодности к употреблению и т.д., третьи – в обязательном порядке требуют дублировать всю информацию на языке страны импорта и нанесение специальных дополнительных знаков.

Естественно, в данном случае только покупатель продуктов может заранее сообщить украинскому экспортеру все требования к его маркировке. И задача экспортера – нанести необходимую маркировку в Украине, ведь как показывает опыт Port Clearance, сделать это в Украине в разы дешевле, чем в других странах, используя таможенные или консигнационные склады.

5. Качественная транспортная упаковка груза.

Казалось бы, это требование должно выполняться экспортерами по определению. Ведь кто как не продавец должен быть заинтересован в доставке груза покупателю без повреждений и порчи. Но далеко не все экспортеры отличают упаковку груза для его перевозки в пределах города или области и для международной доставки.

Например, в процессе морской перевозки груз в контейнере может подвергаться более сильным кренам и наклонам из-за особенностей перегрузки контейнера с машины на причал и с причала на борт судна. Поэтому груз должен надежно крепиться не только на паллете или поддоне, а еще и дополнительно внутри контейнера или грузового отсека фуры, не позволяя допускать смещения в ходе перевозки. Также необходимо помнить и о повышенной влажности внутри контейнера.

Другими словами, упаковка груза для международной перевозки должна быть более прочной, более надежной, более не пропускающей и не впитывающей влагу, чем упаковка для перевозок по Украине. И это требование, наверное, одно из самых главных при экспорте, ведь в случае ошибки в документах, их можно всегда переоформить, а вот исправить порчу или повреждение груза в ходе перевозки можно только отправкой нового груза взамен.

Если Вам необходима помощь в доставке и оформлении экспорта продуктов питания, компания Port Clearance готова применить наши профессиональные логистические знания для Вашей пользы. Удачного Вам экспорта!