Ввоз барж в Украину
Грузоперевозки по Днепру медленно, но уверенно набирают обороты. Поспевает ли флот за объемами грузов?
Грузоперевозки по Днепру продолжают расти. Так, за 8 месяцев текущего года по реке перевезли 8,25 млн тонн грузов. При этом, грузоперевозки за весь прошлый год составили 11,25 млн тонн.
В общей номенклатуре грузов наибольший рост показали строительные материалы, объемы транспортировки которых выросли на 94,3% и достигли 5,77 млн тонн. На втором месте — зерновые, но их объем перевозки уменьшился по сравнению с показателем прошлого года на 22,2% и составил 1,59 млн тонн. Также перевозят по реке сыпучие стройматериалы, уголь, крупногабаритные конструкции.
Растет, соответственно, и количество рейсов: в течение января-августа по Днепру зафиксировано 9 834 рейсов, против 6 528 – годом ранее. Спрос на суда растет, но есть ли способ его удовлетворить? По состоянию на конец прошлого года, в Украине насчитывалось 366 речных грузовых судов (данные Регистра судоходства Украины). Из этого количества – почти 88% судов в возрасте от 25 лет, а средний возраст – 34 года. Что касается судов смешанного типа (река-море), то их средний возраст составляет менее 24 лет, почти половина этого флота – моложе 15 лет. Отметим, что наше среднестатистическое грузовое судно способно перевозить 2 тыс тонн грузов. Лишь недавно появились баржи грузоподьемностью до 4,5 тыс тонн.
Аналитики МИУ называют цифру в 576 тыс. тонн – такова актуальная общая грузоподъемность торгового речного флота в Украине. Годовая мощность флота, базирующегося на среднем 10-дневном рейсе (в т.ч. «порожняки» и зимнее прекращение навигации), составляет более 15 млн тонн. Если же говорить о более серьезном увеличении грузопотока по Днепру, то украинские суда не смогут закрыть растущие потребности грузоотправителей. Более того, старый флот устаревает и подлежит выведению из эксплуатации, что соответственно снизит общую мощность перевозки грузов по Днепру.
Какой путь решения этой проблемы выберут операторы? Мало кто идет по пути создания нового флота, исключение составляют лишь крупные компании, как Nibulon и Grain-Transshipment. В основном же, рост флота на Днепре происходит за счет импорта б/у судов или же за счет временного фрахтования судов под иностранными флагами. Так, сегодня на реке всё больше барж, взятых в чартер у компаний-нерезидентов.
Однако таможенные процедуры при ввозе барж в Украину имеют свои сложности. О некоторых нюансах такого пути журналист Ukrainian Shipping Magazine Руслан Сорока расспросил Александра Гладилина, директора таможенно-брокерской компании Port Clearance.
USM: Как именно ввозят баржи в Украину?
АГ: Ввоз в Украину по бербоут- или тайм-чартеру предполагает оформление баржи в режим временного ввоза. Главное внимание таможни приковано к проверке таможенной стоимости судна и сумм налогов, уплачиваемых частично за срок действия чартера (3% от общей суммы ввозных налогов за каждый месяц). Учитывая, что баржи таможня оформляет редко, для сравнения стоимости конкретного судна с его аналогами используются любые доступные источники. Чаще всего, это ценовое заключение эксперта-сюрвейера, обладающего соответствующей аттестацией, а также регистровые и судовые свидетельства, описывающие тип, год постройки и грузовместимость баржи. Принимаются во внимание и документы страны экспорта, и специализированные сайты.
Еще одной особенностью таможенной очистки является отсутствие обязательного для оформления декларации документа – транспортного. Учитывая, что баржи, чаще всего, несамоходные, и их буксирует другое судно, для оформления вместо «любимых» таможней коносаментов предоставляется генеральная декларация на буксир.
USM: Фиксировались ли попытки незаконного ввоза барж в Украину?
АГ: Не готов похвастаться, что знаю проблематику каждой баржи, ввезенной в Украину. Когда судовладелец ввозит то или иное судно, то, как минимум, логично было бы проработать все вопросы с документами, дабы избежать подводных камней и проблем со стороны таможенных и правоохранительных органов. И любой судовладелец сделает предварительный анализ, проконсультируется с таможенным брокером, морским агентом, регистром. Ввозить судно нужно не наугад, а с четким пониманием стратегии ввоза. Конечно, есть в практике и исключения из правил, когда ввозят хаотично, не понимая требований, а потом решают вопросы в пожарном темпе, когда судно стоит у причала. Если фрахтователь не готов документально к ввозу судна, то лучше с этим повременить.
USM: Насколько остро стоит проблема определения таможенной стоимости при ввозе барж?
АГ: Эта проблема встречается при ввозе каждого судна. Проблема определения таможенной стоимости судов точно такая же, как и при ввозе смартфонов, игрушек, костюмов и так далее. Судно точно так же оценивается таможней, проводится проверка таможенной стоимости.
На практике мы этот вопрос всегда прорабатываем очень детально, потому что каждый судовладелец заинтересован в избежании ненужной переплаты налогов. Чтобы не позволить таможне завысить стоимость судна, приходится готовить внушительный пакет ценовых документов и решать эту проблему «в зародыше». Для этого мы проводим предварительный анализ документов заказчика и рекомендуем определенные шаги, которые в дальнейшем не дадут шансов таможне принять неправомерное решение.
Профессиональный уровень таможни сегодня низкий, и он падает с годами. Таможня плохо разбирается, сколько может стоить судно, и действует примитивно: пытается сравнить стоимость судна с аналогами, которые ранее были оформлены в Украине. Когда понимает, что баржа — уникальное судно, и зачастую найти аналоги невозможно, начинается попытка притянуть за уши какие-то отдаленно похожие суда, которые не соответствуют оцениваемому ни по дедвейту, ни по году выпуска, ни по другим параметрам.
Тогда баржи начинают оценивать примерно, «на глазок». Такая оценка таможни иногда в полтора-два раза выше реальной стоимости конкретной баржи. Дабы отбить подобные «хотелки» таможни, мы вместе с заказчиком заранее готовим дополнительные документы. Учитывая наличие многолетней практики оформления судов, существует целый набор рекомендаций, позволяющих доказать таможне объективную стоимость судна.
USM: Как при ввозе получить украинский флаг для эксплуатации судна в нашей стране?
АГ: Действительно, для каботажных перевозок во внутренних водах Украины нужен украинский флаг. Если судовладелец планирует приобрести судно и использовать его в Украине, у него два пути. Первый – купить судно от имени украинской компании, импортировать его и заплатить все ввозные налоги сразу, в один момент.
Второй путь – временный ввоз. Судно приобретается от имени контролируемой судовладельцем компании-нерезидента, которая потом заключает договор чартера с украинской компанией. В рамках такого чартера украинская компания арендует судно у вашей же компании-нерезидента. Другими словами, судно принадлежит вам, но как нерезиденту Украины.
Для таможни это – обычная аренда иностранного транспортного средства. Судно оформляется в режиме временного ввоза и параллельно, на основании чартера, получает украинский флаг. Это удобно, ведь режим временного ввоза дает возможность платить импортные налоги в рассрочку, по 3% в месяц от общей суммы.
USM: Есть ли проблемы при переоформлении после временного ввоза, когда его срок заканчивается?
АГ: Основная проблема связана с тем, что законодательство недостаточно четко описывает процедуру переоформления судна в импорт. На практике приходится сталкиваться с попытками таможни взыскать лишние платежи в бюджет, и это внушительные потери для каждого судовладельца. Из-за этого переоформление судна иногда является невыгодным для судовладельцев, и они принимают решение продлевать временный ввоз.
По таможенному законодательству, при переоформлении судна с режима временного ввоза в режим импорта, вы обязаны уплатить не всю сумму импортных налогов, а разницу между суммой налогов на день переоформления и той суммой, которую вы уже успели заплатить в бюджет в течение временного ввоза. Но это только первая часть налогов.
Вторая часть – это пеня. Она рассчитывается крайне невыгодно для судовладельца. Чем длиннее срок временного ввоза – тем больше сумма пени. Когда судовладельцы хотят переоформить судно и смотрят на эти дикие суммы пени, они часто выбирают путь оставить судно в режиме временного ввоза. Либо идут на риски передать судно украинской компании и не декларировать этот факт таможне, соответственно, не уплатив налоги. Если таможенные органы выявят такие факты, судовладелец получит внушительные штрафы и протоколы.
USM: Выгодно ли в Украину завозить баржи?
АГ: Скорее да, чем нет. С открытием Днепра с 1 января 2022 года для судов под иностранным флагом речные грузоперевозки получат мощный толчок. Но речного флота сегодня в Украине катастрофически не хватает. Построить баржу «с нуля» могут только крупные компании или те, которым доступны дешевые кредиты. Для среднестатистического судовладельца, желающего заработать на грузоперевозках баржей по Днепру, эти варианты недоступны. Поэтому ввоз б/у иностранного флота для них безальтернативен.
Тем не менее, вопрос «как ввезти баржу в Украину» — это вопрос бюджетирования. Нужно все просчитать, ввезти судно и пользоваться им согласно этим расчетам. Вопрос в том, чтобы правильно выполнить эти расчеты, и чтобы ваш бизнес-план изначально не имел пробелов и ошибок. Для этого желательно заранее обращаться за консультациями к компетентным экспертам, которые помогут и суммы ввозных налогов рассчитать, и дадут рекомендации по упреждению проблем с таможенным оформлением.