+38(096)5012843

Связаться в месенджере

+38(096)5012843

Связаться в месенджере
Защита от штрафов: ТОП-5 лайфхаков

Защита от штрафов: ТОП-5 лайфхаков

Частенько при таможенном оформлении от таможни можно услышать фразу: «О, голубчик! Так это же протокол!!!» или что-то в духе: «Вот ты и попался! Будешь платить штраф!».

Все основания для составления протоколов в случае выявления нарушений четко прописаны в разделе ТКУ «Нарушения таможенных правил». В этом разделе рассмотрены виды нарушений, и из их содержания можно легко определить, есть ли состав правонарушения в действиях импортера, брокера или перевозчика. Однако что делать в случаях, когда в результате анализа документов и данных по грузу таможня все-таки решает составить протокол, но обвиняемая сторона с этим категорически не согласна.

После составления протокола начинается т.н. «процедура дознания», когда таможня должна собрать дополнительную информацию по произошедшему событию и вынести постановление о наложении штрафа на виновное лицо. Этот этап окружен массой домыслов и слухов. Различные мифы, которые витают среди брокеров и декларантов, зачастую приводят к ошибочной тактике обвиняемого в нарушении уже в момент, когда таможня только решает, составлять протокол или нет.

В этой статье мы рассмотрим несколько таких мифов, чтобы помочь грузовладельцам минимизировать последствия составления таможней протоколов или уйти от начисления штрафов.

Миф № 1. Таможня имеет право требовать письменные пояснения на любом этапе таможенных процедур.

Не верно. Одна из самых главных ошибок многих импортеров – давать письменные пояснения таможне до официального составления протокола. Как правило, в случаях, когда выявлен потенциальный факт нарушения, таможня хитрит. Импортеру озвучивается, что оформление груза приостанавливается для анализа, есть ли в его действиях факт нарушения. И, дескать, для принятия этого решения таможня просит импортера или его брокера предоставить дополнительную информацию в виде письменного пояснения по данному событию (например, почему в документах ошибки и несоответствия, почему водитель опоздал с доставкой груза в таможню и т.д.). И импортер ни о чем не подозревая, предоставляет пояснение, надеясь на то, что изложенная в нем информация спасет его от протокола, и оформление груза продолжится.

Таможня же в этом случае делает все с точностью до наоборот. Протокол составляется как раз на основании дополнительных данных, указанных в пояснении импортера. Зачастую при анализе товаросопроводительных документов у таможни нет четких оснований утверждать, что нарушение есть. Поэтому таможня хитростью получает дополнительную информацию от импортера. И в подавляющем большинстве импортер или брокер в своем пояснении открывает таможне полностью или частично факты, которые и становятся основанием для протокола.

Резюме: таможня обязана сначала составить протокол, и уже после его составления вызвать импортера в таможню официальным письмом для дачи показаний по факту выявленного нарушения. Никаких письменных пояснений таможне до момента составления протокола предоставлять нельзя!

Миф № 2. Если таможня составила протокол, необходимо сразу готовиться к уплате штрафа.

Не верно. Сам факт составления протокола еще не означает уплату штрафа. Сначала таможня должна вызвать для предоставления устных или письменных пояснений всех лиц, которые имеют отношение к факту нарушения. Это могут быть импортер и экспортер груза, таможенный брокер, водитель автотранспортного средства и другие лица, в т.ч. нерезиденты-грузоотправители или продавцы. Кроме этого, для установления истины таможня должна провести необходимые экспертизы, например, провести оценку товара у соответствующего эксперта или провести анализ химсостава товара в лаборатории и т.д.

На основании полученных от всех сторон пояснений, экспертных заключений и поданных товаросопроводительных документов, поданных вместе с таможенной декларацией, таможня и принимает решение, виновно ли лицо в нарушении, и кто именно виноват в нарушении.

Естественно, на этом этапе украинскому грузовладельцу крайне важно быть проактивным: прибыть в таможню в установленное время, предоставить ответы на все вопросы таможни, озвучить аргументы в свою защиту, при необходимости запросить и предоставить таможне дополнительные документы грузоотправителя, перевозчика, эксперта и др.лиц. Другими словами, юридически грамотно защищать свои права.

Резюме: составление протокола таможней – это только факт начала процедуры дознания, и на этом этапе качественная юридическая защита со стороны грузовладельца позволяет достичь аннулирования протокола и продолжить таможенные процедуры с грузом.

Миф № 3. Если я не приеду лично в таможню для дачи устных пояснений, можно готовиться к уплате штрафа.

Не верно. Если после составления протокола Вас вызвали в таможню предоставить пояснения, совсем не обязательно ехать в таможню лично. Вместо Вас туда может поехать Ваш юрист или адвокат. Юридически подкованные и компетентные специалисты имеют большую практику общения с правоохранительными органами и более устойчивы психологически к диалогу с ними.

Задача бизнесмена – заниматься своим бизнесом, а не владеть десятками тысяч процессуальных норм и положений законов, чтобы разбираться в них досконально и чеканить юридические формулировки как таблицу умножения. Предоставьте процесс Вашей защиты компетентным профессионалам, обладающим необходимыми юридическим знаниями и опытом защиты интересов грузовладельцев.

Кроме этого, вместо личного визита Вы имеете право отправить в таможню письменные пояснения заказным письмом или курьером. Зачастую, конечный результат никак не зависит от способа предоставления таможне ответов на интересующие их вопросы.

Резюме: личный визит грузовладельца в таможню можно всегда заменить на визит адвоката или отправку таможне письменных пояснений почтой.

Миф № 4. Таможня проводит экспертизу товаров и документов, потому бесполезно параллельно проводить свои собственные.

Не верно. Конечно, таможня обязательно проводит свои экспертизы. Однако иногда эксперты, обрабатывающие такие запросы таможни, заангажированы. Как коммерческие организации, эксперты получают оплаты от таможни за свои услуги, а потому зависимы от количества запросов таможни. Это ведет к склонности экспертов давать заключения с «нужными» выводами таможне.

Потому не ленитесь и не экономьте деньги на проведение своих собственных экспертиз у тех экспертов, которые имеют солидную историю и незапятнанную репутацию на рынке. Эксперты, которым работают в своих нишах много лет, очень бережны к каждому своему заключению, и никогда не пойдут на искажение информации для сиюминутной выгоды.

Резюме: всегда проводите собственные экспертизы у независимых экспертов.

Миф № 5. Если таможня вынесла постановление о наложении штрафа, обжаловать это бесполезно.

Не верно. Очень часто в погоне за количественными показателями таможни составляют протоколы даже в тех случаях, когда сама таможня знает об их бесперспективности. Иногда таможни проводят анализ документов некачественно, иногда в спешке не назначают необходимые экспертизы, иногда плохо собирают доказательства вины лица. Но планы по количеству протоколов гонят таможни вперед за бесполезным составлением протоколов по надуманным фактам или, что еще хуже, с неподтвержденными и недоказанными обвинениями.

Поэтому постановления о наложении штрафов можно и нужно обжаловать. Получив постановление о наложении штрафа и сам протокол, проанализируйте его вместе с юристом, и спокойно подготовьте исковое заявление в суд. Суды сегодня проводят более качественное рассмотрение материалов, чем таможни, и аннулируют большинство наспех состряпанных протоколов.

Резюме: даже после наложения таможней штрафа необходимо подавать иск в суд для обжалования.

Если Вы столкнулись с приостановлением таможенного оформления по факту выявления нарушения или таможней был составлен протокол, и Вы не знаете, что предпринять в таком случае, компания Port Clearance готова оказать полный спектр услуг, связанных с защитой Ваших прав. Не занимайтесь самолечением, доверьте это профессионалам!