Как Минфин превращает порты в утилизационные полигоны

Как Минфин превращает порты в утилизационные полигоны

Бывает, получатель бросает груз в контейнере в порту, не желая оформлять его в импорт. Причины такого решения разные – нет денег для оплаты импортных налогов, невозможно получить разрешительные документы для импорта и др.

Такие брошенные контейнеры становятся серьезной проблемой для всех сторон. У оператора контейнерного терминала такой контейнер отнимает часть территории, которую он мог бы эффективно использовать для перевалки грузов. Для морской линии – это недополученная прибыль от простоя контейнера.

Как показывает практика Port Clearance, один из вариантов решения проблемы - отправить груз обратно в страну экспорта. Это возможно, если грузоотправитель имеет взаимоотношения с морской линией, и у линии есть рычаги давления на него по другим партиям. Тогда нерезиденты часто соглашаются взять на себя потери линии, возникшие из-за хранения в украинском порту.

Однако недавние нормативные изменения серьезно усложнили процесс вывоза залежалых грузов из портов. Так, согласно приказа Минфина № 534 от 01.10.2021 все залежалые грузы с даты завершения граничного срока нахождения груза под таможенным контролем в морских портах (180 дней с даты прибытия контейнера в порт) теперь приобретают статус автоматически хранящихся на складе таможни.

Таким образом, с 1 ноября 2021 года при вывозе из порта в любом таможенном режиме любого груза, хранящегося более 180 дней, требуется уплачивать плату за хранение груза на складе таможенного органа, даже если груз продолжал храниться в контейнере на территории порта.

Ставки платы – весьма внушительные - от 0,5 до 1,0 евро в сутки за 1 куб.м объема груза. Эти расходы снова ложатся на плечи инициатора вывоза залежалого груза – как правило, линии или экспедитора.

Так, при реэкспорте в феврале контейнера с автомобилем одна из линий заплатила по квитанции МД-1 плату за хранение груза на складе таможенного органа в размере 1518 евро.

По подсчетам Port Clearance, эта норма сделала абсолютно нецелесообразным вывоз из портов более 90% залежалых контейнерных грузов. Брошенные контейнеры и ранее очень неохотно вывозились из портов, а с введением этой платы с 1 ноября 2021г. проблема будет заморожена еще очень надолго. Надеемся, наши власти это поймут, и отменят упомянутую норму. Но пока она действует – плату приходится начислять и уплачивать.

Port Clearance имеет многолетний опыт решения проблем с залежалыми грузами на территории морских портов. За последние годы нами были высвобождены десятки контейнеров, включая рефрижераторные, и возвращены в эксплуатацию контейнерным линиям. Если Ваша компания столкнулась с залежалым грузом, наша команда всегда готова применить профессиональные знания для экономии Ваших расходов на процедуру вывоза из порта.