Формы контроля. Какие бывают?

Формы контроля. Какие бывают?

Оформление партий, состоящих из множества разнообразных товаров, всегда сопровождается усиленным вниманием со стороны таможни. Это приводит к назначению таможней т.н. «форм контроля» (осмотр, экспертиза и др.) и к дополнительным расходам грузовладельцев, вынужденных оплачивать услуги таможенных терминалов, контейнерных терминалов в портах, связанные с выполнением требований таможни.

Ввиду этого нам приходится отвечать на десятки вопросов от импортеров, желающих разобраться, что это за «формы контроля». Коротко опишем их.

Таможенный осмотр. Процедура визуального осмотра груза. Проводится внутри транспортного средства (морской контейнер, фура, ж/д вагон) или на грузовой рампе терминала. Может проводиться визуально, без выгрузки груза из транспортного средства на рампу, так и с выгрузкой.

Фотографирование. Фиксация внешнего вида товара, его упаковки и маркировки. Чаще всего используется для выявления контрафактных товаров, ввозимых с нарушением интеллектуальной собственности: обувь, одежда, товары народного потребления. Иногда применяется для идентификации товара и сверки его серийного номера, VIN-кода, модели, артикула. Проводится с помощью служебного фотоаппарата сотрудника таможни.

Сканирование. Анализ загрузки транспортного средства без его открытия. Применяется обычно для грузов, которые в результате физического осмотра могут испортиться (замороженные продукты, продовольственное сырье и др.) или повредиться (плитка, керамическая продукция, хрупкие изделия и пр.). Проводится только в пунктах пропуска, где функционируют сканирующие рентген-установки.

Экспертиза в лаборатории. Анализ проб товаров в таможенной лаборатории. Применяется для товаров, по которым визуальным осмотром невозможно определить их химический состав (доли содержания химических элементов или материалов) или физические свойства (вязкость, плотность, температура кипения и др.): химическое сырье, нефтепродукты, изделия из металлов, ткани и др.

Решение о видах применяемых форм контроля (досмотр или сканирование?) и их глубине (если досмотр, то частичный или полный?) принимается таможней в зависимости от анализа рисков по конкретной операции. Сегодня это происходит в автоматическом режиме с помощью специального модуля АСАУР в таможенной программе. Информация о сгенерированных формах контроля направляются таможней декларанту, после чего он обязан предъявить груз таможне для проведения форм контроля.