Есть ли потенциал у терминалов на Днепре?

Есть ли потенциал у терминалов на Днепре?

Вступающий в силу с 1 января 2022 г. Закон «О внутреннем водном транспорте» дал мощный толчок развитию прибрежной инфраструктуре на Днепре. Владельцы небольших речных перевалочных комплексов стали активно получать таможенные статусы для своих территорий, готовясь к этой дате.

За последние пару месяцев Port Clearance получила несколько обращений от владельцев небольших прибрежных терминалов на Днепре. Видно, что утверждение многострадального Закона «О ВВТ» подтолкнул бизнес к инвестированию в речную инфраструктуру.

Port Clearance имеет большой опыт открытия объектов таможенной инфраструктуры (ТЗМК, СВХ, ТС и др.), и наши предварительные оценки таких комплексов показали, что на реке Днепр есть достаточное количество терминалов, которые в перспективе могут стать нишевыми игроками на рынке грузоперевалки на Днепре и перетянуть на себя определенные грузопотоки.

Чаще всего речь идет об открытии на территории перегрузочного комплекса временной зоны таможенного контроля  (ТЗМК) или таможенного склада. Такие таможенные объекты позволят перегружать импортные и экспортные грузы с/на речные суда, хранить их под таможенным контролем на территории комплекса, и уйти от рейдовой перевалки, загружая морские суда непосредственно у своего причала.

Открытие на таких речных терминалах пункта пропуска через границу Украины – это трудоемкая и длительная процедура, к тому же дорогостоящая. Терминал сможет начать работу с морскими судами сразу после открытия на нем ТЗМК. Она позволит перегружать под контролем таможни из автомашин или вагонов грузы, которые оформлены в экспорт внутренними таможнями. Если же грузы не были предварительно помещены в режим экспорта, это также можно будет легко организовать непосредственно на терминале.

Однако если терминал хочет предлагать грузовладельцам услуги по накоплению больших судовых партий, на терминале придется открывать таможенный склад. Склад позволит временно хранить под таможенным контролем экспортные и транзитные грузы в течение длительного времени. Это избавит от необходимости переваливать грузы только по прямому варианту автомашина/вагон – судно, и сделает терминал гибче с точки зрения спектра услуг.

Конечно, таким комплексам будет тяжело конкурировать с крупными терминалами на территории морских портов Николаев, Херсон, Днепр, у которых есть статус пункта пропуска через государственную границу Украины, позволяющий открывать и закрывать границу иностранным судам, и более внушительные перевалочные мощности. Однако маленькие частные терминалы, не имеющие громоздких бюрократических процедур, как в государственных портах, могут оперативно открывать таможенный склад или ТЗМК, расширять или сужать их площадь. Для этого им достаточно налаженной коммуникации с близлежащим таможенным постом, и, конечно же, профессиональных рекомендаций нашей команды.