Брокер – Штатный или на Аутсорсинге?
В преддверии Дня Таможенного Брокера мы решили рассмотреть вопрос, которым задается каждый импортер или экспортер с более-менее стабильными грузопотоками. Принимать ли к себе в штат Брокера, чтобы он занимался оформлением грузов компании в таможне? Или отдавать этот процесс на аутсорсинг, обращаясь в сторонние Брокерские компании?
Что выгоднее предприятию? Давайте разбираться подробнее.
Первый нюанс – таможенная очистка грузов в Украине – весьма запутанная и сложная процедура, разобраться в которой сегодня под силу только узкому специалисту. Для выполнения должностных обязанностей Брокеру необходимо обладать специфическими навыками. Он обязан уметь работать в специальной брокерской программе для набора (создания) таможенных деклараций. Также он должен владеть обширными знаниями по таможенному законодательству, а это не только Таможенный Кодекс. Это десятки специальных законов, сотни постановлений Кабмина, тысячи приказов и разъяснительных писем Минфина, Гостаможслужбы и других ведомств.
Кроме этого, наряду с теоретической базой, Брокер должен иметь обширную практику работы на разных таможенных постах и таможнях. Ведь хотя законы должны применяться однообразно на территории всей страны, иногда практика применения норм отличается даже на соседних постах, не говоря уже о таможнях в разных областях. И задача Брокера – знать обо всех этих подводных камнях для эффективной работы.
Стоит упомянуть и об опыте классификации товаров. Ведь от ошибок Брокера в коде товаров зависит наличие протоколов и штрафов со стороны таможни. Любой Брокер с опытом признается, что получить штраф таможни за неправильный код – это сегодня как раз-два-три. И только Брокер с опытом знает, как упредить попытки таможни оштрафовать компанию, и как обезопасить себя от протокола.
А есть еще и правила определения таможенной стоимости, прохождение околотаможенных видов контролей как фитосанитарный или ветеринарный, предварительный юридический анализ коммерческих документов… Все это также ложится сегодня на плечи Брокера.
На рынке труда людей, обладающих такими навыками и солидным практическим опытом, крайне мало. А те, которые работают в этой сфере, просят зарплату в 1,5-2 раза выше, чем у обычного менеджера ВЭД.
Также необходимо помнить о том, что Брокеру часто придется ездить в таможню для проведения досмотра грузов, для подачи различных писем и заявлений, для контакта с водителями фур или таможенным терминалом. И такому сотруднику придется или выделять служебное авто, или оплачивать расходы на такси на многочисленные служебные поездки.
Не забываем, что недостаточно принять на работу одного Брокера. При регулярных грузопотоках один человек физически не справится с объемом работы. Если учесть больничные, отпуск, командировки, для полноценной работы отдела придется принять на работу минимум 3-4 человек.
Отсюда расходы компании-импортера на создание брокерского отдела в штате будут существенно выше, чем для отдела ВЭД или бухгалтерии. Поэтому многие бизнесмены, посчитав бюджет создания собственного брокерского отдела, продолжают использовать сторонние Брокерские компании. Ведь это дает массу преимуществ компании.
Брокерская фирма, получая оплату за свои услуги, обрабатывает груз намного надежнее и профессиональнее. При возникновении спорных ситуаций компания будет бороться за груз заказчика, спорить с таможней по поводу правильности задекларированного кода УКТВЭД, доказывать корректность определения таможенной стоимости груза. Ведь отстояв правоту заказчика и не позволив таможне увеличить сумму налогов, Брокер получит заказчика, довольного качеством его сервиса.
Поэтому Брокерская компания всегда до начала таможенного оформления даст рекомендации заказчику о необходимости предоставить дополнительные технические или ценовые документы для упрощения и ускорения таможенной очистки, если видны риски возникновения спорной ситуации при общении с таможней.
Брокерская фирма также может дать заказчику рекомендации по выбору недорогого таможенного терминала из имеющихся в регионе, если видит риски простоя груза из-за особенностей таможенных норм в отношении конкретного товара. Брокер заинтересован помочь минимизировать потери заказчика на оплату услуг терминала, ведь экономия на этих форсмажорных дополнительных расходах всегда воспринимается грузовладельцами позитивно.
Кроме этого, Брокер на аутсорсинге не только подскажет, каким видам контроля подлежит груз, но и даст совет, как упростить прохождение видов контроля. Он возьмет на себя не только прохождение этих видов контроля в Едином Окне, а и получение для заказчика остальных разрешительных документов, независимо от того, будут это простенькие заключения эксперта по стоимости или коду УКТВЭД, или серьезные и требующие массы усилий лицензии, как, например, индивидуальные лицензии Минэкономики или регистрация изделий медназначения в системе Минздрава.
Сторонняя Брокерская компания зачастую может не только посоветовать клиенту варианты логистики, но и организовать перевозку груза в Украину морским или автомобильным транспортом, взяв в подряд морскую линию, автотранспортную компанию, экспедитора, таможенный склад и других компетентных и надежных подрядчиков как в Украине, так и в других странах.
Поэтому плюсы сотрудничества с Брокером на аутсорсе очевидны! В лице Брокера импортер или экспортер может получить логиста, экспедитора, юриста и агента в одном лице, сэкономив на десятке профильных специалистов в своем штате. На то он и профессиональный подрядчик, что берется за решение задач, выходящих далеко за рамки его непосредственных и прямых брокерских обязанностей.
Какое решение принимать? Выбор за Вами…