10 Плюсов Бункеровки

10 Плюсов Бункеровки

Ситуация с затонувшим в Одессе танкером Делфи показала, что в Украине отсутствует легальный рынок бункеровки морских судов. Причины и предпосылки этого мы подробно описывали в интервью для издания Порты Украины. Сегодня мы хотим еще раз поднять эту тему перед морской общественностью, напомнив о необходимости решения проблемы на уровне Кабмина. Ведь танкер был поднят со дна одесского пляжа в прошлом году, но процесс бункеровки морских судов с тех пор никак не изменился.

Итак, какие положительные последствия мы видим в закреплении на нормативно-правовом уровне Процедуры бункеровки судов загранплавания в украинских морских и речных портах.

1.      Возобновление официальной Процедуры бункеровки (далее – Процедура) приведет к корректному исполнению Украиной своих обязательств согласно Международной конвенции по предотвращению загрязгнений с судов 1973 г. (Марпол), которая, в частности, в п.18.1 Приложения VI предусматривает, что каждая Сторона применяет все возможные меры для содействия наличию жидкого топлива в порту и информирует Межгосударственную морскую консультативную организацию о налички соответствующего установленным требованиям жидкого топлива в своих портах и терминалах. На сегодня это требование Украиной практически не выполняется.

2.      Наличие прозрачной Процедуры даст возможность дополнительно привлечь до 500 судозаходов в год в морские и речные порты Украины. Таким образом, с учетом средневзвешенного размера дисбурсментского счета в 10 000 USD, в Бюджет Украины поступит дополнительно как минимум 5 млн. долларов в год.

3.      Бункеровка судов исключительно в специально отведенных для этого местах – бункеровочных комплексах, определенных в Своде обычаев портов АМПУ и согласованных с таможней относительно каждой отдельной акватории порта – пункта пропуска, даст возможность избежать любого разлива нефтепродуктов в пределах прибрежных территорий  и улучшат экологическую обстановку в этих регионах.

4.      Существенно уменьшится доля полулегальных, а иногда и криминальных схем бункеровки за пределами 12-мильной зоны. Это означает, что с незаконного рынка бункеровки вынужденно уйдут недобросовестные игроки – судовладельцы, зарегистрированные под сомнительными флагами и Регистрами (как пример, танкер «Делфи»).

5.       Увеличение судозаходов в порты Большой Одессы приведет к увеличению активности пассажирских перевозок в международном аэропорту «Одесса», т.к. также увеличится количество транзакций, связанных со сменой экипажей параллельно с бункеровкой. Особенно в условиях ограничений по миру относительно COVID-19.

6.      Гарантированно произойдет возрождение национального бункеровочного флота, который в 90-х годах составлял более 40 единиц тоннажа по всем портам Украины, а по состоянию на сегодня – всего 1-2, и то – в ужасно печальном состоянии.

7.      Возрождение бункеровочного флота, строительство рейдовых бункеровочных комплексов в морских и речных портах приведет к появлению дополнительных рабочих мест в этой сфере судоходства.

8.      Гарантированно уменьшится стоимость фрахта в украинские порты, а это, в свою очередь, приведет к уменьшению логистических затрат на перевозку единицы груза. Стоит отметить, что крупнейшие украинские экспортеры одновременно являются также и фрахтовщиками иностранного тоннажа!

9.      Строительство стационарных береговых емкостей для хранения бункера в режиме таможенного склада, или СВХ, улучшит общее состояние инфраструктуры морских и речных портов, позволит привлечь инвестиционные средства со стороны национальных и иностранных инвесторов.

10.   Процедура бункеровки станет значительным драйвером для внедрения недавно принятого Закона Украины «О внутренних водных перевозках», а с этим – возобновление объемов речных перевозок, улучшение речной портовой инфраструктуры.